В середине восьмидесятых в Америке шли бурные обсуждения цензуры в области текстов рок-песен. Считалось, что они пропагандируют секс, насилие и извращения, соответственно могут создать неверное представление об адекватных отношениях у молодежи. Впрочем, речь шла не столько о цензуре - т.е. не предлагалось изъять эти песни из реальности, - сколько о потребительском контроле: представители ассоциации обеспокоенных родителей предлагали ввести систему рейтингов (по аналогии с кинематографом) либо печатать тексты песен на обложках пластинок, чтобы люди заранее знали, что приобретают. Фрэнк Заппа, музыкант и экспериментатор, яркий интереснейший человек, выступал против системы рейтингов и четко, аргументированно отстаивал свою позицию со спокойствием и уравновешенностью, которым можно только позавидовать. Одним из краеугольных камней его позиции был закон о свободе слова, выбора и мнения. Однако помимо того, что говорилось по теме, было сказано очень много правильного и интересного вокруг нее. Что именно кто кому говорил - смотрите видео (мои сожаления, если вы не дружите с английским)
по ссылкам из соседнего поста. Это очень познавательно - и поучительно в плане методов ведения дискуссии
Двадцать лет спустя мы сидим в нашей маленькой песочнице и бросаемся теми же самыми обвинениями. Слэшеры и антислэшеры. Только по сравнению с той ситуацией есть различия.
читать дальше
1. PMRC (Parents Music Resource Center) боролся за право знать, что покупают дети, чтобы от незнания не купить что-то "неподходящее". Перед слэшными (да вообще любыми) фиками вывешены предупреждения, и антислэшер является кактусоедом, если читает текст вопреки тому факту, что в предупреждении значится нечто для него неприемлимое.
2. PMRC пытался ввести систему рейтингов - и против этого активно протестовали (в частности, Фрэнк Заппа). В фанфиках эта система есть, помимо уже упомянутой системы предупреждений. Если человек, считающий неприемлимым тексты, в которых персонажи мужского пола занимаются сексом друг с другом, идет читать фик, на котором четко и ясно висит ярлык "слэш НЦ-17", то это кактусоед...
3. PMRC вел речь о детях и контроле со стороны родителей. Мы говорим о взрослых людях, по собственной воле употребляющих продукт (в данном случае слэш) и нуждающихся в контроле только собственного мозга. По-видимому, кактусоеды - это люди, не контролирующие себя, либо получающие удовольствие от неприятного им.
Что касается детей - в случае со слэшем, как и с гетом, как и с любым высокорейтинговым фиком, справедливо все то, что говорилось Фрэнком Заппой о музыке: родители должны смотреть, куда лезут их дети. Мне сразу вспомнилась девушка на Шестом Слэшконе, которая заговорила об опасности фиков для детской психики в рамках дискуссии об ангсте в текстах. Дело не в наличии ангста/слэша/... в тексте фанфика. В окружающем нас мире откровенные сексуальные явления и насилие уже рассматриваются чуть ли не как норма, и фанфики не делают погоды, если человек элементарно не может отличить хорошее от плохого.
4. Антислэшеры ненавидят факт существования слэша и считают, что его быть не должно - по крайней мере, я так поняла из их дискуссий. PMRC не отрицали права рок-н-ролла на существование, они хотели только системы потребительского контроля - которая у антислэшера есть (см. 1 и 2) А уж поверьте, у них были гораздо более веские причины ненавидеть рок-н-ролл, чем несогласие с мнением оппонента. И куда более серьезные доводы.
Антислэшеры забывают, что объективной истины не существует - есть мнения. И мнение, отличное от антислэшерского, имеет точно такое же право на существование.
Антислэшерам не хватает точных формулировок. Они ненавидят либо геев, либо фанфикшен в целом, либо ООС, либо плохие фанфики. Признаваться в этом, конечно, отказываются. Но за себя говорят их доводы - "искажаете канон" (гет делает то же самое, еще и похуже - в слэше хоть мерисьюх не так пестро), "опускаете персонажей" (=делаете их геями, - это ли не гомофобия?), "грязь/низкий художественный уровень/бездарность/..." (причем тут слэш? это вопрос ко всей сетературе). Когда заходит речь о нарушении прав автора - это тоже вопрос ко всему фанфикшену, и на это есть дисклеймер, который вешается на сайте. Когда один и тот же человек по-разному расценивает слэш и фемслэш (читай - геев и лесбиянок), это система двойных стандартов, чаще всего свойственная мужчинам. Когда заходит речь о Матушке Природе и Боге... можно убегать и тушить свет, это гомофобия в чистом виде (а аргументы более чем спорны...)
Самое неприятное в нападках антислэшеров - тенденция к обобщению. Слэш, мол, дерьмо, незкопробная графомань, мода, а слэшеры все больные неудовлетворенные малолетки... А ведь каждый из нас - личность уникальная, у каждого своя жизнь и свои причины быть слэшером. Мы иногда ссоримся друг с другом из-за этих различий, потому что мотивации бывают совершенно противоположными. Нас нельзя причесывать под одну гребенку, различий больше чем сходства. Также как нельзя этого делать с геями, женщинами, евреями или еще какой-то группой, объединенной каким-то одним признаком.
Я пишу это для себя, на оригинальность не претендую, просто хочу кое-что устаканить в голове. Ничьего мнения изменить не пытаюсь, все это уже сотни раз перетерто в легендарном Притоне на ХА и множестве маленьких антислэшерских сообществ. Комменты закрываю, потому что меньше всего хочу нездоровой суеты вокруг своего тихого мирного дневника и ссор, которые всегда сопровождают подобные посты (как антислэшеры, так и слэшеры в пылу сражения в ходе беседы забывают о вежливости, толерантности и уважении к чужому мнению)
Изредка я рисую слэшный/яойный фанарт, фики почти не пишу, мое текстовое творчество условно можно причислить к гей-ориджиналам. Тем не менее я считаю себя слэшером, и с мнением антислэшеров не согласна (возможно, потому, что еще ни от одного не слышала аргументированного и четко сформулированного) - кроме претензий к плохим фикам в целом.Этой записи три года, но за это время ко мне пришло много народу и наверняка не все ее видели. А мне хотелось бы обозначить свою позицию. Комменты открываю, но это поправимо